Внимание

Приятного чтения

Что же стоит за словом «внимание»? Невероятное количество самых разнообразных явлений. Вообразим себе следующую ситуацию. Шагая привычной дорогой в университет и стараясь не отвлекаться от повторения про себя латинских названий отделов головного мозга к грядущему зачету по анатомии, мы все-таки невольно обращаем внимание на статного иностранца в ярких красных шортах-и большой желтой панаме, который зачем-то карабкается на фонарный столб. Вот он взбирается все выше... Ничего не скажешь, весьма колоритный господин! Такого трудно не запомнить. Но откуда он приехал? Мы начинаем внимательно вслушиваться в язык, на котором наш иностранец перебрасывается репликами со своей спутницей, стоящей внизу, и для этого нам приходится отвлечься от гула голосов и машин на улице. Однако объект нашего внимания сам внимательно за чем-то наблюдает, смешно вытянув шею и слегка приоткрыв рот, словно чего-то ждет. Мы следуем глазами за направлением его взора и обнаруживаем, что в фокусе его внимания — не более чем выбоина в стене старого кирпичного дома, явно подготовленного под снос. Наше внимание немедленно устремляется туда же. Но время идет, а ничего не происходит, и наш взгляд начинает блуждать сначала по всей стене, а потом и по стенам соседних домов. Вдруг иностранец на столбе издает торжествующий возглас, и наше внимание тут же возвращается на прежнее место. Однако все, что мы успеваем увидеть, — светящиеся зеленые глаза где-то в глубине выбоины. Значит, надо попробовать не отвлекаться, даже если для этого потребуется приложить определенное усилие: вдруг оно того стоит? Вдруг там какой-то особенный зверь, сбежавший из зоопарка? Проходит четверть часа, но дальнейшее ожидание ни к чему не приводит, и мы отправляемся дальше своей дорогой, оставив иностранца медитировать на столбе, а его супругу — тревожиться внизу. 

Казалось бы, ничего не произошло. А между тем весь пример насквозь пронизан явлениями внимания. О чем он нам говорит? Обращая внимание, мы что-то выбираем и от чего-то отвлекаемся. Иногда внимание может быть привлечено к объектам и событиям в окружающем мире само по себе, а иногда от нас требуется усилие, чтобы его удерживать. Мы можем быть внимательны как к внешним событиям (предметам, звукам, запахам, касаниям), так и к собственным мыслям. Даже будучи направлено вовне, внимание продолжает оставаться неоднородным: например, как мы только что увидели, оно позволяет нам избирать и отслеживать как отдельный предмет, так и определенное место в окружающем мире. Управлять вниманием могут как внешние события, так и наши ожидания, а поддерживать его помогают и интерес к объекту внимания, и совершенно сторонние стремления, и даже социальные требования к нам и нашему поведению. Внимание особым образом связано с памятью: мы избирательно запоминаем и легче находим в памяти то, на что обратили внимание, и с трудом припоминаем то, на что особого внимания не обратили. Итак, невольный поворот головы и пристальное ожидание, отвлечение и выбор, сосредоточение и удержание направления взора — все это внимание. Едва ли возможно, что за всем этиммногообразием явлений стоит один и тот же процесс. В то же времямы почему-то обозначаем их одним и тем же словом и всякий раз понимаем, о чем идет речь. Когда родители говорят ребенку: «Переходя через дорогу, будь внимателен!» — тот понимает, как ему следует себя вести. Когда преподаватель, дойдя до наиболее важного момента лекции, произносит: «Внимание!» — этот сигнал
(в идеале, конечно) не обращается в звук пустой и заставляет аудиторию насторожиться.