Реактивное образование защитный механизм психики.

Приятного чтения

Когда человек говорит мне, что ему ничего не надо, я понимаю, что ему надо все.
Из кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Третий структурный компонент личности, по Юнгу, – Анима (или Анимус). Анима, Анимус – это женская сторона личности у мужчины и мужская сторона личности у женщины. Анима и Анимус не только заставляют каждый пол обнаруживать в своем поведении некоторые черты противоположного пола, но также побуждают с сочувствием и пониманием относиться к представителям другого пола. (Я давно рекомендую студенткам выбирать себе в мужья мужчин с развитой Анимой, т.к. даже нежные юноши с развитой Анимой, переходя в средний возраст, откровенно грубеют и автономизируются.) Но это все в норме. Вам, наверное, встречался мужчина, который напрочь вытеснил из себя всю женоподобную слабость, демонстрирующий на людях свою твердолобость и маскулинность (такой рычащий самурай). Это явление очень распространено у хозяйственников высокого ранга (тех, кто не слезает с экранов телевизоров) и у мужчин, испытывающих проблемы со смыслом жизни. Анализируя ситуацию, Юнг обнаружил, что мужчины, отказавшиеся от своей Анимы, очень боятся, что они «внутри себя становятся бабой».
Включение в чрезмерную борьбу с вытесненным стремлением называется реактивным образованием. Фрейд утверждал, что если и существует возможность возвращения в сознание вытесненного угрожающего материала, то только в виде реактивного образования. Реактивное образование предполагает, что человек может пытаться усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным (содержанию вытесненного материала) образом. Скажем, человек, оказывающий сопротивление своим гомосексуальным наклонностям, будет интенсифицировать (или расширять) свои гетеросексуальные контакты. Тему реактивного образования хорошо поддержал Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?». «В центре многих дискуссий на моральные и политические темы, – пишет Фромм, – стоит вопрос «иметь или не иметь?». Эта альтернатива фактически «теряет свой смысл», т.к. аскетическое поведение, при котором человек постоянно поглощен заботой о том, чтобы не наслаждаться, может быть всего лишь отрицанием сильных желаний обладания и потребления. У аскета эти желания могут быть подавлены, однако в самой попытке подавить стремление к обладанию и потреблению личность в равной степени озабочена желанием обладать и потреблять».

Фанатичные вегетарианцы подавляют свои деструктивные влечения,... фанатичные противники аборта подавляют свои агрессивные импульсы,... фанатичные поборники «добродетели» подавляют свои «греховные побуждения»... И как всегда, когда мы сталкиваемся с фанатизмом, возникает подозрение, что он служит лишь ширмой, за которой скрываются другие, как правило, противоположные влечения.
Эрих Фромм. Иметь или быть?

Когда меня спрашивают студенты-мужчины о том, как я отношусь к женщинам «90-60-90» (зная известную направленность моих мыслей), я отвечаю, что отношусь к ним очень положительно (люблю, знаете, посмотреть на красивое, и особенно люблю календарики с их изображением). Когда меня спрашивают коллеги, пью ли я водку, то отвечаю, что очень люблю водку, особенно с селедкой под шубой, и чтобы селедка была не из банки, а из бочки, и руками почищена. (И привожу в пример рекомендацию Аристотеля, что «до восемнадцати ни-ни, а с восемнадцати до сорока пяти умеренно».) Меня напрягают люди, которые утверждают, что никогда не смотрели эротических фильмов, которые боятся шутить о разводе, стесняются дернуть после баньки баночку пива, потому что в подобных случаях (как психолог) я вижу в этом «тихом омуте» таких чертей, что не приведи господи. Прочитав в армии весь «джентльменский набор» русской классической литературы (из полковой библиотеки), я могу вам порекомендовать по этому поводу «Отца Сергия» Льва Николаевича Толстого. Вот доведенный до абсурда пример реактивного образования со всеми вытекающими отсюда последствиями: полжизни соблюдать «обет безбрачия» (издеваться над собой), чтобы под старость лет так сорваться и опозорить свои седины. (После таких рассказов становится понятно, за что Льва Николаевича отлучили от церкви!)

P.S. – Что ты последний раз собственноручно писал? – Сочинение на тему «Как я провел каникулы» на английском языке за своего 14-летнего сына Никиту. Я придумал ему такое начало: «Сначала папа дал мне бутылочку пива, сигареты и пригласил для меня девушку легкого поведения». А дальше Никита уже сам написал: «Но потом я понял, что это очень плохо, и не стал ничем пользоваться». Естественно ничего не было в реальности, но мы от души посмеялись.
Из интервью Владимира Преснякова газете «Аргументы и факты» № 13, 2004 г.