Проекция (или перенос) защитный механизм психики.

Приятного чтения

Если бы только было возможно, то уж, конечно, никто из вас не отказался бы быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым человеком, великим силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, бонвиваном, покорителем дамских сердец ив то же время философом, филантропом, государственным деятелем, военачальником, исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком. Но это решительно невозможно. Деятельность миллионера не мирится с идеалом святого.
Уильям Джеймс. Научные основы психологии

Проекция – это приписывание своих мотивов (или личностных характеристик) другим людям, когда человек не только вытесняет знание о собственных желаниях, но и перемещает их за пределы своей личности. (Фрейд рассматривал данный тип защиты как помощь вытеснению.) Развивая иллюстрацию со старушкой, «божьим одуванчиком», можно предположить, что, отказывая себе в существовании либидо, бабушка так просто не успокоится, а еще постарается обнаружить признаки порока и разврата в некоторых представителях подрастающего поколения (или во всем поколении, или у телевизионщиков, или у соседа по площадке, к которому девицы каждый день только заскакивают и выскакивают, заскакивают и выскакивают – этакий бесстыдник). «И чего это бабушка распереживалась?» – спросите вы. «А куда ей деваться от своих вызывающих напряжение мыслей, – отвечу я. – Где ее дедушка, где вообще вся ее личная жизнь, догадываетесь?»
Когда очередной кандидат в Государственную Думу, взъерошенный и красный, кричит мне с экрана (буквально вываливаясь из телевизора) о том, что действующие политики все распродали, растащили и разворовали, у меня, как у человека думающего, возникает встречный вопрос: «А ты не успел? Чего так разволновался?» Если вы плюете в сторону каждого проезжающего мимо джипа, значит, джип является вашей сокровенной мечтой (в которой вы сами себе отказываете), хотите вы этого или нет. Защитный механизм потому и называется защитным, что он, во-первых, снимает отрицательные эмоциональные состояния; во-вторых, искажает реальность и, в-третьих, протекает на бессознательном уровне, так что люди обычно не осознают своих защитных механизмов. (Просто идешь по коридору и делаешь замечания студентам, не понимая, что все, чем ты недоволен, – это не их, а твои проблемы.)

Мы так привыкли к своим маскам, что скоро перестанем узнавать под ними самих себя.
Франсуа де Ларошфуко

Тема защитных механизмов психики здорово пересекается с представлениями Карла Густава Юнга о структуре человеческой личности. (Юнг был любимым учеником Фрейда, и именно Юнга Фрейд проклял перед смертью за принципиальное искажение психоаналитической теории в сторону социальных моментов. Ученик, впрочем, считал, что создал собственную теорию, назвав ее аналитической.) Юнг выделяет 3 структурных компонента личности. (Сразу предупреждаю, что термины очень специфичные и никем, кроме Юнга, больше не используются.) Первый структурный компонент личности – Персона (или Маска). Персона – это общественный фасад личности, весьма удобоваримый, конкретный и одномерный. Персона – это «коллективно-пригодная» или «социально-пригодная» (чтобы не прогнали) искусственная личность. Это действительно такая маска, которая помогает индивидууму «добывать себе имя, титулы и звания». Это удобная форма существования, рассчитанная на то, чтобы производить на других нужное впечатление. Некоторые люди чрезмерно злоупотребляют своей персоной, не хотят с ней расставаться ни днем, ни ночью, тыкают нам в нос своей правильностью, своей фригидностью, чистотой и непорочностью, этакие ангелочки (с маленькими рожками).
Однако Персона – еще не есть вся личность. Персона – это всего лишь отштукатуренная стенка личности. (По аналогии с тем, как отштукатурили стенки к 300-летию Петербурга, т.к., помимо стенок Невского проспекта, есть еще трубы, лестничные марши, дай бог, чтоб не сгнили.) Второй структурный компонент личности (по Юнгу) называется Тенью. Тень – это все асоциальные, вредоносные импульсы, это властные мощные инстинкты, это животная природа человека, это та самая третья волосатая рука обезьяны (если уверовать в теорию Дарвина), которая все время норовит выскочить из-за пазухи и испугать случайного прохожего. «Горе тому, – предупреждал Юнг, – кто слишком увлекся своей Персоной и совершенно забыл о существовании Тени: «Их ждет не лучшее будущее». (Такими пророчествами психиатр Юнг пытался сократить свою клиентуру.) «Тот, кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это возбужденностью чувств». «В какой степени человек признал в себе реальность Тени (реальность своей животной природы. – В.К.), в такой степени он сможет освободиться от ее влияния». (Не правда ли, хорошо сказано!) «Бабушкам» и «дедушкам», наставляющим других, приходится очень туго, когда их Тень вырывается наружу. Наблюдая за опытами «молодых», разумнее вести себя сдержанно (в целях психологической безопасности), чтобы не собирать потом осколки собственного морального кредо.

P.S. Девчонки-баловницы, манерные девицы, поверьте, в самом деле мы славно погудели, бокалами звеня.
И все же, извините, но больше не звоните, а дочерям скажите, пускай звонят Никите, он весь пошел в меня...
Владимир Пресняков