Правило Маслоу

Приятного чтения

Когда вокруг тебя все спешат и ты в эту спешку втянешься, тогда считай – дело пропало, тебе уже не понять, что вокруг тебя делается. Когда несешься в седле, ничего, кроме ушей своей лошади, ты не видишь. Но стоит спешиться – и перед тобой вся лошадь, как она есть.
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа

Одни называют это «лестницей», другие «ступенями», а третьи – «пирамидой». Абрахам Харолд Маслоу, скончавшийся 8 июня 1970 года в Пало-Альто (штат Калифорния), вошел в историю психологической науки как человек, сформулировавший правило – правило актуализации мотивов. «Следующая ступень мотивационной структуры, – писал Маслоу, – имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». Если поддаться соблазну и поделить все человеческие потребности на высшие и низшие, то правило Маслоу заключается в том, что, прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены (или реализованы) потребности низших уровней. И это закон!

Много ли, мало ли времени прошло, пожаловал к нам отставной солдат с женой. Она, я после узнал, пока муж службу отбывал, его не покидала, была при нем неотлучно. Были они бездетные, голые да босые, спать и то было не на чем. Как их сюда судьба забросила – бог ведает!
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа

Без чего мы не можем и двух минут? (Разумеется, без воздуха!) Без чего мы гибнем через несколько часов? (Разумеется, без тепла; например, в столкновении с агрессивной водной средой не самых низких температур.) Без чего мы не протянем и двух суток (без еды или сна?), падаем «замертво»? Как человек, служивший в армии, я давно и крепко усвоил, что спать хочется сильнее, чем есть. Когда дурак-сержант снимает тебя с наряда после бессонной ночи (за неуместный юмор), за 3 часа до развода и у тебя выбор: или за 3 километра столовая, или немного «соснуть в каптерке», чтобы снова пойти в наряд, – то через пару дней таких экспериментов ты быстро понимаешь, что все-таки лучше поспать. (И ну его этот ужин!)
«В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает потребность низшего уровня», – писал Абрахам Маслоу. Все, что мы перечислили выше, является потребностями низшего уровня (физическими потребностями организма, потребностями выживания, потребностями существования), тем не менее даже между этими первичными потребностями наблюдается определенного рода иерархия или «лестница». (Когда вы зайдетесь кашлем, то забудете о холоде и о голоде.)
Достаточно вспомнить немного истории или оглянуться вокруг, и мы увидим, что взаимоотношение потребностей разных уровней действительно подчиняется закону Маслоу. Нацисты в лагере Маутхаузен ставили перед заключенным ведро селедки, и он понимал, что пить ему не дадут; тем не менее он эту селедку ел, потому что, когда очень хочется есть, о будущем особо не думаешь. Когда девушка, парня которой забрали в армию, плачет на консультации, что он ее позабыл (а какие были любовники!) и два месяца ничего не пишет, что он ее «променял» и теперь все кончено, то вопрос напрашивается сам собой: «На кого променял? На автомат?» Просто ему там сейчас небезопасно, а когда человеку небезопасно, то ему не до самовыражения на бумаге. (Была б она рядом – другое дело!) «Не волнуйся, он тебе еще напишет, и все друзья его напишут и фотографии пришлют».

пирамида маслоу

 

Пришли, значит, новенькие. Десятник спрашивает солдата, умеет ли он лес рубить. «Нет, – говорит солдат, – я человек степной, дрова разве что колоть смогу, а в лесном деле не разумею». Все же принял его десятник – людей не хватало. Попросил меня и Дату взять их подручными, выучить на клепотесов. Пропади он пропадом, тот день.
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа

Решая острые задачи элементарного физического выживания, человек забывает об опасности. Набродившись по лесу трое суток без воды, заблудившийся (но не отчаявшийся) грибник сгонит водомерок с первой попавшейся лужи и будет пить (и ему будет все равно, подхватит он дизентерию или нет). Однако, когда он попьет и наберется сил, он вспомнит про кишечную палочку, потому что потребности в безопасности стоят у нас на втором месте после «потребности жить» (после потребностей поддержания жизни). «Жить хорошо», – говорит герой всем известного фильма. «А хорошо жить – еще лучше!» – добавляем мы хором (всей страной), в сотый раз слившись в едином порыве. Все правильно, если во время киносеанса дверь в зал неожиданно распахнется, то вы будете (теперь) смотреть на дверной проем или на того, кто там стоит, вы оторветесь от экрана и позабудете про фильм, потому что в одно короткое мгновение вам стало небезопасно. Потому что, прежде чем получать удовольствие, надо сначала сориентироваться в обстановке. Потому что ощущать себя в безопасности – это и есть главное (или, если хотите, первое) удовольствие жизни. (Вспомните про бабулек, проводящих большую часть времени у окна или у телевизора.)

Помню, как-то в полдень мы с Датой отдыхаем, обедаем. Пришли Будары. Мы их пригласили закусить чем бог послал. Сидим вчетвером – о том о сем. Тут Будариха и говорит: «Мы ремесло ваше пока не шибко знаем, клепку на рубль в день тешем, не боле, а расходы, сами знаете какие: избу надо закончить, по хозяйству то, другое купить. Вот корову хотим первым делом, да денег недостает. Одолжите пятнадцать рублей, в это воскресенье пойдем в Баракаевку корову покупать, а долг хотите отработаем.
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа

Безопасность, к которой мы все стремимся, достигается одновременно по двум направлениям. Потребность в ориентировке – это как бы физиологический или базовый аспект безопасности (что-то «навроде» рефлекса). Когда рядом хлопнет петарда, вы моментально среагируете, даже если не подадите вида. Если незнакомый человек обратился к вам с вопросом, то вы будете предельно сдержанны. Психологический аспект безопасности – это развитие наших контактов в сторону их углубления (1) и наши усилия по созданию приемлемого материального статуса (2). (Человеку достаточно невыносимо чувствовать себя одиноким и ущербным на фоне других.) Маслоу считал общение потребностью третьего уровня в своей пирамиде. В нашей иерархии общение (или потребность быть включенным) будет рассматриваться как один из элементов второй ступени. Общение (товарищество, дружба, любовь) дают человеку чувство локтя, чувство уверенности, чувство защищенности в агрессивном мире.

Взяв на вооружение правило Абрахама Маслоу, обратимся к открытиям, сделанным в рамках психоаналитической школы (психологов). Мобилизованные к научному поиску идеями Зигмунда Фрейда, многие его сторонники пытались сформулировать (каждый свою) первопричину многообразного человеческого поведения. (Сам Фрейд, как вы, наверно, уже догадались, ставил во главу угла энергию сексуального влечения или весь сексуальный потенциал человека.) Вот для примера всего лишь одна цитата из книги Вирджинии Сатир «Психотерапия семьи»: «Моя собственная интерпретация несколько иная. Во-первых, я не считаю, что секс – это базовый мотив человеческой личности. На основе наблюдений я могу заявить, что сексуальный мотив является второстепенным, он подчинен основному мотиву – мотиву повышения самооценки и защиты ее от угрозы».
наш вариант пирамиды

Альфред Адлер, психоаналитик с мировым именем (в 1900-х гг. активный участник психоаналитического кружка 3. Фрейда в Вене), высказался гораздо раньше Вирджинии Сатир приблизительно в том же ключе, но только значительно резче (что всегда было свойственно мужчинам). «Когда чувство неполноценности преобладает, – писал Адлер, – или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству, поскольку им не хватает уверенности в своей способности функционировать эффективно и конструктивно работать вместе с другими. Накопление успеха, престижа и похвал становится более важным, чем конкретные достижения». Это Адлер создал термин «комплекс неполноценности», который мы широко используем и поныне.

Загнали Будары свою бесхвостую в хлев, просторный, как хоромы господские. И что ты думаешь? Во всем поселке другой такой дойной коровы не сыскать. Никто верить не хотел, когда эта куцая коровенка молока больше других давать стала. А Будари-ха, стерва, раздобыла где-то стеклянную посудину, внесет в хлев порожнюю, вынесет полную и у всего села на виду идет себе в избу. Знала, дрянь-баба, соседи из-за занавесок поглядывают, от зависти дохнут. И так важно шла, будто кормилица, а в руках у нее не банка с молоком, а княжеское дитя.
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа

Руководствуясь научными выкладками Альфреда Адлера, Вирджинии Сатир, а также жизненным опытом отсидевшего в сталинских лагерях немереное количество лет, а потом дерзко бежавшего из заключения Чабуа Амирэджиби, мы намерены самостоятельно продолжить пирамиду мотивов и позволим себе не согласиться с отдельными положениями Абрахама Маслоу. Да, Абрахам Маслоу – это непререкаемый авторитет в психологии, но... С нашей точки зрения, этот яркий представитель гуманистической школы слишком сильно хотел избавиться от влияния Фрейда (и «перегнул палку» в обратную сторону). Послушаем, как сам Маслоу апеллирует к Фрейду и его «невротикам» (на основе которых, по мнению Маслоу, Фрейд и создал свою теорию): «Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и прочее, не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое мы сможем найти, приближение к целостному здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые есть человечество».
Мы не хотим изучать невротиков, и в этом вопросе мы солидарны с Маслоу. Однако мы не хотим также анализировать поведение «святых» (этих «лучших представителей» прошлого и современности), которых изучал Маслоу. (Увольте!) Нам необходимо понять всего лишь одну простую вещь: есть какие-нибудь закономерности в развитии потребностно-мотивационной сфере обычного, нормального (нашего, родного, советско-капиталистического) человека или таких закономерностей в природе не существует, и тогда мы зря затеяли весь этот разговор?

Осенью собрали урожай. Будары невесть сколько зерна в закрома засыпали, масла и сыру запасли, десятипудового кабанчика закололи. И долг вернули. Да только тех услужливых и приветливых Будар как не было. У подслеповатого Будары глаза вроде бы видеть стали, Будариха в лес уже не ходит, сидит дома, рукодельничает, дом-де в хозяйке нуждается.
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа

Когда активизированы потребности выживания, человек особо не церемонится: ему не до безопасности и не до «сохранения лица». (Голова занята другим.) Когда решаются задачи безопасности, человек ведет себя достаточно сдержанно (приемлемо, социабельно), в общении с окружающими черту не переходит, заботится о правильном выражении лица (старается угодить другим). Выйдя на третий уровень насущных потребностей (поднявшись на третью ступень), решив свои элементарные бытовые и психологические проблемы, человек наконец-то раскрепощается, начинает дышать полной грудью, начинает вести себя естественно и перестает следить за выражением лица (исполняя таким образом диалектический закон отрицания отрицаний). Третий шаг в развитии человеческих потребностей – это реализация потребностей превосходства: материально-статусного превосходства или морально-интеллектуального превосходства, кому как повезет (или кому как будет угодно)! А желательно то и другое вместе, чтобы, как говорится, «икра и отбеливатель в одном флаконе».

Пока у Будар за душой ни гроша не было, они последний кусок отдать могли, а разбогатели – махорки на затяжку не выпросишь.
Дюжина яиц в Баракаевке пятак стоила. Будариха меньше гривенника не брала, а для нас с Датой у нее и вовсе ничего не было – чего ни попроси, откажет. За кринку молока деньги с нас брать совесть не дает, она и говорит: нет у нас молока, и дело с концом.
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа

Как-то повелось со времен Маслоу отождествлять морально-интеллектуальное превосходство с потребностями роста. Сам Маслоу здесь вроде как бы и ни при чем. Этот гуманистический психолог (чистая душа) просто не учел в своей пирамиде потребностей превосходства. То, что Маслоу использует термины «потребность в уважении», «потребность в самоутверждении», – так это мягкое, вялое и импотентное название для потребности в превосходстве. В таких словах нет энергии. Потребность в уважении – это не потребность в превосходстве. Для человека недостаточно слиться с другими, ему надо выделиться на фоне других, надо кого-то чем-то превосходить, быть по какому-то параметру значительнее.
Благодаря «мягкотелому» Маслоу, любой мало-мальски образованный человек (тем более образованный человек, не имеющий ни гроша за душой) получил моральное право кричать на всех перекрестках, что он-то и есть олицетворение высших духовных потребностей, потому что он-де книжки читает. («Не то что вульгарные девицы, которые заплатили деньги и думают, что мы их обязаны учить».) Нет, дорогие товарищи, эту путаницу пора прекратить. Потребности в превосходстве – это и есть потребности в превосходстве (не важно, под каким соусом их подают). Если ты читаешь книжки для того, чтобы потом топорщить губки и говорить «фи» «необразованным окружающим», – так это и есть самая натуральная потребность в превосходстве. Подняться на 4 ступень пирамиды мотивов (к потребностям роста, к высшим потребностям) можно, только удовлетворив потребности в превосходстве. А если они почему-то у кого-то, в принципе, неудовлетворимы, то, извините, никакого более достойного пути нам не придумать!
пирамида потребностей

Потребности роста (потребности самовыражения) – это взлет человеческой души. Представьте себе жизнь, подчиненную творческому порыву, когда не важно, есть ли у тебя в клюве кусок и что думают о тебе другие; главное, что летишь! Четвертый уровень пирамиды обладает относительной автономией. (Это последняя ступень космического корабля, которая выводит тебя на орбиту.) Испытав подобное состояние, человек уже никогда и ни при каких обстоятельствах не в силах ему изменить. Вспомните протопопа Аввакума, который десять лет жизни провел в заточении, в земляной яме, оставив шикарное литературное наследие. (Конечно, это был старообрядец. Таких людей руками не задушишь, ногами не затопчешь.) Значительно легче достигнуть потребностей роста, когда родители дали тебе все необходимое и не были зациклены на финансовых вопросах (т.е. у них могли быть деньги или у них могло не быть денег, но они относились к этому обстоятельству легко, не формируя у своих детей «комплекс неполноценности»). Достигнуть 4 ступени пирамиды мотивов значительно легче, ориентируясь на решение задач морально-интеллектуального превосходства, но не потому, что бизнес приземлен и нельзя «летать в бизнесе». (Еще как можно!) Просто у людей, нацеленных на материально-статусные достижения, несколько хуже обстоят дела с психогигиеной. У них формируется нездоровая привычка сравнивать свои наличные достижения с достижениями других (так как там много сравнимого, элементарно сопоставимого), а на такой платформе далеко не уедешь. «Умеренное чувство неполноценности, – писал Адлер, – может побудить индивидуума к конструктивным усилиям... Сильное чувство неполноценности или «комплекс неполноценности» будет затруднять позитивный рост».

Короткий В.И практическая психология для бизнеса.